Аскетизм (tapas), отшельничество (samnyäs) и возникшие в их результате «сектантские движения» представляют собой второй компонент индуизма. Практика аскетизма и воздержания может преследовать различные цели, например, достижение тапасвином высших физических способностей [Пятигорский, 1985, с. 229 - 231], подобно демону, который практиковал тапас, чтобы получить от Брахмы дар бессмертия. Такого рода тапас приближает йогина к «воину». В народных религиях эти образы имеют много общего: оба совершают сверхчеловеческие подвиги [Зонтхаймер, 1981, с. 15].
Но хотя в народных религиях цель тапаса состоит в достижении сверхъестественных способностей, наряду с этим встречаются попытки наполнить тапасэтическим и духовным содержанием [Рюпинг, 1977, с. 81 - 98].
Другой целью аскетизма может быть отказ от семьи и касты. Согласно дхарма-шастрам, аскет отрекается от семьи и собственности, но не от мира, являющегося эманацией Брахмы; этот мир он впитывает в себя [Бургхарт, 1983, с. 639]. Сторонясь общества, аскет скитается в пустыне, по крайней мере на начальной стадии; он преодолевает восприятие плюрализма явлений и осознает единство человека, хотя способен отчетливо видеть существование джив, попавших в круговорот перерождений и связанных своими кармами. Он познал единство Атмана и Брахмана. Его испытание —тапас может включать в себя странствование по лесу (ванаваса). Как правило, оно длится 12 лет, как это было, например, с Чакрадхаром, скитавшимся в лесу 12 лет, прежде чем вернуться в общество и найти своих последователей, организовавших позднее секту маханубхавов [Зонтхаймер, 1982а, с. 334]. Его духовное прозрение оказалось возможным не в результате строгого ритуального поведения — кармаканды дхарма-шастр, а стало следствиемсамодисциплины и соблюдения таких этических принципов, как дама (воздержание), сатья (правдивость), акродха (негневливость) и дайа (милосердие). Ахимса (непротивление злу) еще один принцип, выработанный в среде обитания аскета-отшельника, существующего в гармонии с животным миром леса. Дхарме аскета нашлось свое место в дхарма-шастрах, где она получила название садхарана дхарма. И хотя ей было отведено подчиненное положение по отношению к варновой и кастовой дхармам, благодаря ей жизнь в кшетре стала более сносной и приемлемой, а идеология варн — более жизнеспособной.
Автор: Г.-Д. Зонтхаймер