Подобно любой религиозной системе, индуизм предлагает своим адептам пути спасения, понимаемого как освобождение индивидуальной души из круга перерождений и слияние с Абсолютом (мокша). По мнению древних и раннесредневековых авторов, таких путей (марго) три: джняна — изучение священных текстов, богопостижение с помощью высшей интеллектуальной деятельности; карма — неуклонное следование кастовой дхарме, строгое выполнение всех предписанных традицией обрядов; наконец — бхакти, толкуемое как сопричастность богу, преданность и мистическая любовь к нему.

Само понятие бхакти восходит к санскритскому глагольному корню bhaj, имеющему широкий спектр значений: «делить», «разделять», «служить», «предпочитать», «желать», «почитать», «любить». Последнее отмечается словарями как наименьшее по частоте употребления, и все же именно с ним в конце концов стали ассоциировать бхакти, что указывает на сложную эволюцию понятия под влиянием различных исторических и социокультурных процессов.

Считается, что традиция бхакти восходит едва ли не к ведийским текстам (подробнее см. [Дандекар Р. 1981, с. 113 - 121]) и упанишадам, но первое подробное толкование этого пути богопостижения дает «Бхагавад-гита». Бхакти рассматривается здесь как служение персонифицированному Богу-Абсолюту (Кришне); адепту надлежит сосредоточить все свои мысли и деяния на том, что-бы достичь главной цели — единения с богом. Такое сосредоточение понимается как важнейший духовный процесс, связанный не столько с любовным чувством, сколько с йогической практикой; отсюда понятие бхакти-йога. Вместе с тем, восхваляя мудрого, который погружен мыслью в бхакти и всегда пребывает в единении с богом, Кришна подчеркивает: Я люб ему, а он люб мне [Радхакришнан, 1948, с. 219], т.е. взаимосвязь бога и адепта приобретает личностный, эмоциональный характер, а сами эти отношения становятся подчеркнуто взаимными. Особое значение придается искренности адепта, стремление которого к единению с божеством должно исходить от чистого сердца. Сам бог не просто персонифицирован, он наделен такими принципиально новыми чертами, как милосердие и сострадание: он не отказывает в милости грешнику, становится защитой и прибежищем для незаконнорожденных, женщин, вайшьев и шудр [Радхакришнан, 1948, с. 250, 252].

При этом «Бхагавад-гита» признает многообразие форм богопостижения, а текст ее настолько противоречив, сложен и неоднозначен, что допускает различные толкования, так что, по мнению одних исследователей, все указанные в нем пути к богу равнозначны (см. [Чаттерджи, 1953, с. 256]), другие же полагают, что в тексте присутствует определенная иерархия, в которой бхакти занимает подчиненное место по отношению к карма-марге и джняна-марге и воспринимается как путь относительно легкий, лучше, чем ничего [Радхакришнан, 1948, с. 59 - 62].

Автор: Е.Ю. Ванина

Предыдущая статья здесь, продолжение здесь.

Google Analytics

Яндекс. Метрика

Яндекс.Метрика

Рамблер / Топ-100